b703abee4d691ae0c911d22618e84503

Деревня Козлова (1720 1961 г.г.)

  Сибирь-территория от Урала до Дальнего Востока, богата природными ресурсами: леса-дичью, недра земли - полезными ископаемыми, озера и реки- рыбой.
Это и привлекало население европейской части России, и они стремились заселить её. Это были переселенцы по своей инициативе, правительственная колонизация за казенный счет. Территория же Барабы - лесостепь в междуречье рек Оби и Иртыша не привлекала переселенцев, согласно рассказам, из-за плохого качества воды, болотистой местности, солонцовых земель, непригодных для земледелия. Здесь проживали исконные жители - барабинские татары и только в18 - м веке появляется небольшое количество русских казаков, которые жили в 3-х форпостах- Усть-Тарском, Каинском, Каргатском и в 5-ти русских зимовьях. Но они составляли лишь 10 процентов от общей массы коренного населения.
  Именно на этой территории с созданием Сибирской губернии (царский указ от 18 декабря 1708 года), была основана в 1720 году деревня Козлова, о чем свидетельствуют материалы отдела архивной службы территориальной администрации города Барабинска. Просуществовав 241 год деревня исчезла с карты Барабинского района
Основана в результате правительственной колонизации русскими жителями (спецпоселенцами) рядом с озером Бертюкла , так как первые поселенцы - семья Козловых ,то и деревню назвали д. Козлова, а озеро в последствии - Козловским. Деревня стояла между болотами и озерами. Озера - Малый Сар-Балык, что в 4 верстах, через гриву Большой Сар-Балык, к юго-востоку от деревни Ананьино озеро. Сар-Балык в переводе с тюрского -"желтая рыба". Большинство поселившихся семей в деревне - родственники и однофамильцы - Козловы. Казарины, Сахаровы, Меркульевы, Зарыповы, Нехорошевы, Горбуновы - чуть больше 80 дворов с населением около 500 человек.
Крестьяне занимались скотоводством, рыбной ловлей, охотой. Рыбу ловили сетями. В округе было много птицы, "утрами крякают, свистят, гогочут- не только охотится, но и наблюдать приятно". "Охотников на птиц было много, но особым любителем был Козлов Николай. У него было ружье 12-го калибра "Бердана". Он по одной утке никогда не убивал. За один выстрел его трофеем были 5-6 уток. Семья большая, жил бедно, этой добычей кормил семью, обменивал на другие продукты, так и жили.."
Проживающие в деревне занимались скотоводством, в большом количестве выращивали крупнорогатый скот, овец, свиней, в качестве тягловой силы- лошадей... Выпасы были рядом, водопой тоже. Часть крестьян жили зажиточно, особенно те, которые занимались еще и земледелием, получая неплохой урожай. Это стоило большого труда, так как земля болотистая и солончаковая. Сев производили на гривах, которые получали названия по фамилиям тех, кто их засевал- Тюрина грива, Помельцева грива, Козлова грива...
 
   Около д.Козлова было мало лесов, в основном - осина, береза, а в низинах чернотал и тальник. Березовые колки делили по числу дворов и душ населения. Каждая семья отвечала за свой участок, при необходимости спиливали лесину, оставляя в лесу только опил, а все отходы вывозили домой на дрова.... Их было недостаточно для отопления, так как зимы были морозными и долгими. Для отопления годились болотные кочки, косили камыш, использовали солому, а летом делали кизяк из навоза, мелкой соломы и половы, которая оставалась после обмолота зерна.
 Деревня разрасталась. Некогда "пришлые" становились коренными жителями деревни. Семьи были большими, взрослые сыновья, женившись, продолжали жить вместе с родителями. Детей рождалось много, например, старейшая жительница деревни Козлова Евдокия Федоровна родила 22 ребенка, но в живых осталось только двое-Козловы Анна Демидовна и Григорий Демидович. Медицинского обслуживания не было и инфекционные болезни "уносили" малолетних детей.
Для строительства домов мужчины -взрослые члены семьи, а также соседи собирались в бригады по 10- 15 человек и уходили на заготовку леса в северные районы, в урман. Заготовленные бревна сплавляли по р. Омке, а за тем на лошадях привозили в деревню, совместными усилиями рубили дома. За подобную работу никто никому не платил. Это называлось "помочью", работавших только кормили. Дом состоял из большой комнаты -светлицы и кухни. В деревне не было ни магазина, ни школы вплоть до 30-х годов 20 в.
Не было и церкви, как неотъемлемой части образа жизни населения. Ближайшая церковь деревянная. однопрестольная во имя Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца была построена в с.Новогутово, что у озера Едушлак, в 1862 году. В состав прихода этой церкви входили поселения Каинского округа - с.Новогутово, д. Новочерново в 7-ми верстах, с. Щербаково в 6-ти верстах, д. Козлова в 5-ти верстах. Позднее в этом же селе открылась и школа....
 
 В 20-е годы 20 века в европейской части страны разразился голод, сказались засуха, нехватка обрабатываемой земли, продразверстка, и в Сибирь хлынул поток переселенцев, спасавшихся от голода. Многие оседали в сибирских деревнях, так появились в д.Козлова переселенцы из Белоруссии, Украины - Панюшкины, Деревянкины, Иконниковы, Речун. Они строили бараки-пластянки. Так назывались дома, крыша которых была покрыта пластами земли.
   Жили единолично, занимались выделыванием овчин, сапожничали, зарабатывая на жизнь. Позднее им выделили наделы земли, где они выращивали картошку, коноплю, из которой давили масло или просто толкли семена, смешивая их с толченой картошкой - это были основные продукты питания. Обосновавшись на новых местах, они перевозили семьи. Так оказался в Сибири Речун Трифон Александрович, который осел в д. Козлова и перевез свою семью с Украины. Его сын Александр в Киеве закончил церковно-приходскую школу с отличием, имел пятилетнее образование и был единственным грамотным человеком в деревне. Он стал писарем, помогал оформлять документы, писать письма. Его труд оплачивался продуктами питания, что было дополнительным источником для проживания семьи. В 30-е годы XXв. были организованы курсы ликбеза, вместе за общим столом занимались дети и взрослые до 40 лет. Речун Александр Трифонович стал первым учителем в системе ликвидации безграмотности, позднее была организована школа на 2 класса, в 3-4 классы нужно было ездить в с. Новогутово. Школа в д. Козлова была организована в доме Козлова Ивана Федоровича, который имел крепкое хозяйство по тем временам, был раскулачен, сослан в Нарымский край или как говорили "за болото". В последствии он был реабилитирован, но в родную деревню не вернулся.
 
 Такая судьба постигла не только семьи Ивана Федоровича и его брата. Раскулаченных ссылали в Нарымский край, на север к верховьям р.Васюган, где большинство из них погибло. У них отбирали зерно, скот, а в их домах организовали работу школы, с созданием коллективного хозяйства - контору. Некоторые дома перевозили на территорию создаваемого совхоза № 165, так как не было строительного материала. Вывозили дома на больших листах которые, подгонялись под дом, предварительно убирая рамы со стеклами, чтобы не переломать и не разбить.
 
 Наряду с раскулачиванием, в 1931 году в д. Козлова пытались создать коллективное хозяйства(сельхозартель). "Было выбрано в деревне большое помещение для скотного двора, согнали коров, скот кричит, бабы и мужики более того шумят, плачут. Сельхозартель просуществовала недолго, в деревню привезли газету со статьей И. В. Сталина "Головокружение от успехов", собрали собрание, прочитали, после чего мужики и бабы побежали на скотный двор и каждый забрал свою коровенку домой - мужик за рога тянет, а жена бедную скотинку сзади гонит. Вот так и распался первый организованный колхоз". В 1933 году здесь был организован колхоз им.Ежова, впоследствии переименованный в колхоз "Имени 18 партсъезда "Многие жители, не пожелавшие вступить в колхоз, переехали в д.Новочерново (в настоящее время составная часть г. Барабинска), некоторые в организуемое государственное хозяйство, что в 5-ти верстах № 165(впоследствии совхоз "Козловский" Земля до 1933 года считалась землей государственного фонда и за пользованию ею надо было платить налог.
В деревне было много и единоличных хозяйств, то есть тех, которые отказались войти в состав колхоза и вели хозяйства самостоятельно. Обычно это одна корова, одна лошадь, овцы, сами обрабатывали свои наделы, запасали на зиму сено. Колхоз им не оказывал никакой помощи и они облагались повышенными нормами сдачи государству сельскохозяйственной продукции. Колхозники должны были за год сдать молока, имея корову в подсобном хозяйстве-300 литров молока, то единоличники - 340 литров, так и по другим показателям. По этому поводу информация публиковалась в районной газете " Коммуна". Кроме того единоличники были еще и "лишенцами", то есть не имели права голоса и избирательных прав.
   Председателями колхоза в разные годы были - Глущенко Илья Павлович, Козлов Алексей Николаевич, счетоводами - Помельцева Антонина Федоровна, Бессонова Татьяна Григорьевна, председателями ревизионной комиссии - Козлов Алексей Николаевич, Малькова Кристина Алексеевна. Они должны были ежегодно проводить отчетные собрания, но не всегда это было, особенно, если в колхозе были недостатки и огрехи в работе. Это считалось "преступным путем скрытия серьезных недостатков......, и РК ВКП(б) и райисполком осуждает подобные поступки и обязывает руководство вновь провести отчетно-выборное собрание"...
 Не обошла стороной деревню Козлова и Великая отечественная война. Немногие вернулись с фронта с победой. Так Кудубаев Иван Герасимович 1925 года рождения умер от ран 25 июля 1944 года и похоронен в д. Самухново на Псковщине. Сахаров Николай Петрович 1917 года рождения покоится в д.Власово Нелидовского района Тверской области. Козлов Дмитрий Викторович 1919 года рождения нашел свой последний приют в 1944 году в д. Прудники Темкинского района Смоленской области, так и не оправившись от тяжелых ран. Уроженец деревни Козлова - Козлов Алексей Николаевич 1923 года рождения был призван на фронт в 1941 году. Воевал в воздушно-десантных войсках, был в разведке. Участвовал в освобождении Румынии, Австрии, Югославии, Венгрии, воевал на территории Финляндии. В 1945 году был ранен в голову, комиссован. Имел благодарности от командования, медали - "За отвагу", "За победу над Германией», награждался юбилейными медалями.
В годы Великой Отечественной войны и после неё д.Козлова вновь пополняется новоселами из западных районов страны. Это были эвакуированные и депортированные, а также те, кто искал "лучшую жизнь". Это были представители разных национальностей -татары, украинцы, немцы, калмыки, русские. В этот период сформировались 3 большие улицы, среди них ул. Пшеничная, ул. Воронова, на окраине села располагались мельница, кузница, скотные дворы, кошары для овец. Вокруг деревни был прорыт ров -граница деревни, старожилы его называли "поскотиной", за её пределами пасли скот. В личном подсобном хозяйстве в этот период скота держали мало, все облагалось налогами. На высоком месте, в небольшом березовом колке, окруженном рвом, находилось кладбище, последнее захоронение было произведено в 1961 году. С западной части деревни проходила грунтовая дорога, которая связывала её с центральной фермой совхоза №165, с. Новогутово, а так же с районным центром Барабинском, который таковы стал в 1925 году, а в современных границах существует с 1936 года.
В деревне почти не было пьянства, редкие случаи воровства. Население было постоянным, так как не разрешалось уезжать - не было паспортов. Старожилы жили в бревенчатых избах, у некоторых были огорожены огороды, а вновь прибывшие, строили землянки. Вот что вспоминает Зарыпов Борис Харисович 1935 года рождения, который приехал в д. Козлова с родителями в 1944 году: " Местное руководство не обеспечивало вновь прибывших жильем, а это были в основном татары, немцы. Им пришлось селиться вблизи деревни около рощи, рыли землянки, наша была самая просторная. Внутри крышу набивали соломой, придавливали досками. Печь простенькая - железный каркас от бочки, поэтому после протопки она быстро остывала и землянка наполнялась холодом. Пол земляной, его натирали глиной смешанной с навозом, им же замазывали стены землянки. Позже стали укладывать пол дощечками, но это привело к пожару, землянка сгорела, вынуждены были строить новую, но на деревянной основе - стены были все деревянные. Землянки часто затапливало, так как местность была болотистая, воду отчерпывали, глина размазывалась и получалась грязь ..."
 
В 1950 году колхоз" им. 18 партсъезда" вошел в состав колхоза "им.Кирова"- Марандино-бригада №3, д.Козлова - бригада №2, д. Новочерново - бригада №4,с. Новогутово - бригада №1.
К этому времени в д. Козлова был уже магазин - обычная изба, в которой продавали необходимые продукты: соль, сахар, сладости. Главным товаром был керосин для ламп, при помощи которых освещалось жилье. Домашняя утварь в основном была из дерева, самодельная или из глины - кувшины, крынки. В центре деревни была большая площадь, где располагалась начальная школа. Старейшие жители вспоминают учителей работавших здесь - Кокареву, Сахарову Галину Степановну, Акишеву Анфису Федоровну, Ежову Клавдию Яковлевну, Варакину Екатерину Ивановну.
Варакина Екатерина Варакина приехала в Сибирь из Мордовии после окончания учительских курсов. Её поселили в старом домишке, где кроме стола, двух стульев и маленькой железной кровати ничего не было. Школа была деревянная, отапливалась печью. Занимались все за одним столом учащиеся с первого по четвертый классы, позднее появились парты. Приходилось работать и в две смены.
Население деревни было бедным, учащиеся ходили в школу в одежде, перешитой из старых вещей, учебных принадлежностей тоже не хватало, но дети были очень любознательными и тянулись к знаниям. В последствии Екатерина Ивановна переехала на центральную ферму совхоза №165 и продолжала работать уже в Козловской школе. Её труд неоднократно отмечался почетными грамотами, благодарностями, а 29 декабря 1963 года ей было присвоено звание "Отличник народного просвещения".
С раннего детства дети в деревне приучались к работе, но не смотря на тяжелый труд молодежь вечерами, а взрослое население по праздникам, выходили на улицу с гармонью, пели песни, частушки, играли в различные игры - горелки, костер. Из поколения в поколение передавали обычаи проведения праздников, в которых отражались и история развития деревни и образ жизни населения. В новоселье устраивали хороводы вокруг дома, кидали венок на крышу, первым запускали в дом кошку. Были и гадания. Под Рождество девушки собирались втроем, гадали на свечах, воск сгоревшей свечи в ковш с холодной водой и смотрели на кого похож будущий суженный, если на собаку - будет верным, если же на волка или медведя - злой. На религиозные праздники, которые соблюдались и в советские времена, например, на Троицу, березовыми ветками украшали окна домов, свежескошенной травой покрывали в доме пол. На свадьбе подруги невесты прятали сапог жениха и считалось, что если он его найдет, то в будущая семья будет материально-обеспеченная.
Очередную реорганизацию д. Козлова в составе колхоза им. Кирова пережила в 1958 году. На общем собрании объяснили эту необходимость тем, что колхоз должен государству около 1 млн. рублей, долги отдавать нечем, поэтому единственный выход - присоединение к молсовхозу Козловский, доярки будут получать деньгами в среднем по 700 рублей в месяц. В колхозе остались одни старики, работать некому, будет работать специальная комиссия, которая будет утверждать стаж работы и получения пенсии из райсобеса, техника из МТС будет передана совхозу и механизаторы, при условии подачи заявления о переходе в него, будут работать га своих тракторах по оплате установленной руководством последнего. Из 3-х сел - Новогутово, Марандино, Новочерново сформируется четвертая ферма (подразделение) совхоза, управляющим назначается Черный Василий Петрович. Всем согласившимся выпишут трудовые книжки. Приказом №44 по Козловскому молсовхозу от 01 апреля 1958 года на основании решения Барабинского исполкома Новосибирской области за №..... от 26 марта 1958 года по слиянию колхоза им. Кирова с совхозом Козловским принять на роботу следующих товарищей..... Список 160 человек. В составе Козловского совхоза д. Козлова просуществовала 3 года.
В 1961 году из деревни выехал последний житель....
Дата публикации: 27 Июля 2018

Автор: Н. Речун

© 2015-2020 Муниципальное казенное учреждение культурно-досуговое объединение « Родники» Козловского сельсовета Барабинского района Новосибирской области